Назначение и устройство машин постоянного тока

Дадим определение машин постоянного тока: устройство, содержащее в себе механическую и электрическую части, способное в разных режимах преобразовывать механическую энергию в электрическую (режим генератора) или энергию электричества в механическую (режим двигателя) называется  машиной постоянного тока.

С точки зрения конструктивного исполнения, генераторы и двигатели постоянного тока устроены одинаково.
К основным конструктивным частям машины можно отнести: жестко закрепленный и неподвижный статор (рис. 1, а), свободно вращающийся якорь (рис.1. б)  и узел, совмещающий в себе щетки и коллектор (рис. 1, в). Статор в свою очередь включает в себя: станину, полюса (главные 2 и дополнительные 3) с обмотками. Станина 1 – полый цилиндр из стали, внутри которого расположены главные 2 и дополнительные полюса 3. На главных полюсах 2 размещается обмотка возбуждения 4. Она находится под действием постоянного тока и необходима для создания основного магнитного поля. Это магнитное поле константно во времени и неподвижно в пространстве. Дополнительные полюса 3 располагают обмоткой 5 и служат для снижения искрообразования на коллекторе.

Устройство машины постоянного тока

Рис. 1. Устройство машины постоянного тока
Главной цепью машины является якорь (рис.1. б), представляющий собой цилиндр (барабанного типа), сформированный из листов электротехнической стали. Листы изолированы друг от друга. На поверхности листов образованы пазы, в которые уложена обмотка 6 якоря. Обмотка изготовлена из медного изолированного провода.
На одном валу с якорем расположен коллектор 7, набранный из медных клиновидных пластин, каждая из которых изолирована от другой пластины и от вала. К ним подходят начала и концы секций обмотки якоря. Для осуществления постоянного скользящего контакта обмотки якоря с внешней цепью предназначены щетки 8. Расположенные в щеткодержателях (рис. 1, в) щетки изготавливают из графита с применением угля, меди или бронзы. Щеточно-коллекторный узел в различных режимах работы машины способен преобразовывать переменную ЭДС в постоянное напряжение на щетках (механический выпрямитель в режиме генератора), а также преобразовывать в двигателе постоянное напряжение источника в переменный ток якоря для обеспечения постоянного направления вращающего момента.

—————————————————————————————————————————————

При выходе из строя электрической машины по причине неисправности обмотки вернуть его к жизни можно. Перемотка электродвигателей позволяет реанимировать такую машину и вернуть её рабочие характеристики.

—————————————————————————————————————————————

Еще по теме

Оставить комментарий